Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Средняя общеобразовательная школа № 61 им. Н.М. Иванова"

Рабочая программа ВУД педагога-психолога

 

 

                    УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №61

им. Н.М.Иванова

_______ И.В.Харитонова

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
 ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФГОС


«УЧИСЬ УЧИТЬСЯ»

(1 классы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила

Педагог-психолог I кв. категории

Филиппова Наталья Ивановна

 

 

Содержание

Пояснительная записка

Цель, задачи, направления курса «Учись учиться»

Принципы построения занятий, структура занятия

Ожидаемые результаты

Содержание программы

1.Учебно-тематическое планирование факультативных занятий с учащимися 1-х классов по программе «Учись  учиться»

 

 


Рабочая программа внеурочной деятельности

«Учись учиться»

 

Пояснительная записка

     С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т. д. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают не стабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли. Таким образом, одним из главных направлений работы педагога-психолога в начальной школе является помощь ученику в освоении учебной деятельности как в период адаптации в первом классе, так и на всем протяжении обучения в младших классах. Причем учебная деятельность понимается не только как проявление интеллектуально-познавательной активности детей, а как «...явление целостной и полнокровной жизни детей в школьный период развития.» (В. В. Давыдов).

Данная рабочая программа факультативного курса «Учись учиться» разработана на основе образовательной программы « Учись учиться» по авторскому учебно-методическому комплексу « Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения», автором-составителем которого является Языканова Е.В.- учитель начальных классов, педагог-психолог высшей квалификационной категории.

Успешность освоения учебной деятельности, прежде всего, заложена не в ранней программной подготовке дошкольника, а в полноценном освоении игровой деятельности. Так, в частности, в процессе развития сюжетной игры расширяется кругозор, формируется воображение, произвольность поведения, вырабатываются умения принимать правила, инструкцию, следовать заданному алгоритму, формируются познавательные интересы. В дальнейшем обучении, совместной работе с учителем у школьников, на основе познавательных интересов, формируются потребности в теоретических знаниях, что, в свою очередь, преобразуется в многообразие мотивов учебной деятельности. В контексте психологической готовности к школе и формирования учебной мотивации необходимо упомянуть понятия, введенные в психологию Л. С. Выготским — спонтанное и реактивное обучение. Спонтанное обучение, прежде всего, характерно для детей, организующих свою деятельность по своей программе, по своему желанию, стремлению. Такие стремления возникают непроизвольно, желание чему-то научиться зависит от многих субъективных факторов. Школьная практика опирается на реактивное обучение, т. е. на способность ребенка организовывать свою деятельность по чужой программе, но наличие способности к реактивному обучению вовсе не означает, что ребенок психологически готов учиться в школе.    Важно понять, что умение учиться только по чужой программе ставит перед учителем проблем не меньше, чем умение учиться, подчиняясь только сиюминутным интересам, т. е. спонтанно. Зачастую подача содержания урока является приоритетной задачей для учителя, а задачи развития уходят на второй план или опускаются вовсе. На традиционных уроках в большей степени используются интеллектуальные, психологические ресурсы ребенка, и в меньшей степени - подкрепляются.

    Таким образом, традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач.  Возникает необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе, принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт.  

    Данная программа направлена на  снятие эмоционального дискомфорта у младших школьников, особенно первоклассников, создание ситуации успеха, а также на коррекцию и развитие школьно-значимых психофизиологических и социальных функций в процессе учебной, изобразительной и игровой деятельности. Таким образом,  система представленных на занятиях   задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Развивающий аспект

Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.

Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «я-концепции»).

Цель, задачи, направления курса «Учись учиться»

Принципы построения занятий, структура занятия

Цель:  Создание эмоционально-комфортной образовательной среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков учащихся.

Задачи:

1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

2. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

3. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

 

Курс включает в себя следующие направления:

-формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

-развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение, самоконтроль и т.д.);

-развитие памяти (расширение объёма, формирования навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

-развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

-формирование учебной мотивации;

-развитие личностной сферы.

 

 

Принципы построения занятий:

1. От простого к сложному.

2. По актуальности задач в период адаптации и на каждом возрастном этапе.

3. Каждое занятие рассчитано на 30—40 мин., темп и продолжительность занятий выбираются в зависимости от возрастной группы и особенностей класса.

4. Наращивание темпа выполнения заданий;

6. Смена разных видов деятельности.   Так же в структуру занятий включены кинезиологические упражнения, успешно используемые психофизиологами для коррекции школьных трудностей. Необходимость включения таких упражнений диктуется тем, что школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное мышление, связанное с эмоциональной сферой, это предполагает участие правого полушария в обучении. Однако вся система образования нацелена именно на развитие формально-логического мышления, на овладение способами построения однозначного контекста. Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении правого. В ответ, как результат перевозбуждения, перегрузки левого полушария, появляются повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость. И как следствие недостаточной активности ведущего правого полушария — раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения. Полноценные комплексы упражнений, рекомендуемые психофизиологами, невозможно полностью применить в рамках урока, в обычном классе, в силу многих объективных причин, поэтому используются упражнения, которые удобно и легко выполнять в классе, они не требуют специально организованного пространства, просты в выполнении.

   Таким образом, достигается основная цель обучения — расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

 

Структура занятия:

Материал каждого занятия рассчитан на 35—40 минут.

1.ПСИХОГИМНАСТИКА (1-2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

2. РАЗМИНКА (3—5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.

3. ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООВРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (10—15 минут). Задания, используемые на этом этапе занятия, не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

4. ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

5. ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка.

6. КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИ ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).

Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз способствует как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

7. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. ШТРИХОВКА (10 минут).

 В процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.

 


Ожидаемые результаты

Созданная  эмоционально-комфортная образовательная среда для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков обучающихся, облегчит дальнейшую работу процесс усвоения знаний, умений, навыков,  как в начальной школе, так и при переходе в среднюю школу.

Регулярные занятия по данной программе сформируют интерес к содержанию учебной деятельности, а так же у ребёнка сформируются такие качества, как трудолюбие, прилежание и дисциплинированность.

 


Содержание программы

1.Учебно-тематическое планирование факультативных занятий с учащимися 1-х классов по программе «Учись  учиться»

    Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание  положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.

В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.  Так же занятия предполагают работу в рабочих тетрадях.[1]

 

Цель: формировать интеллектуально-личностное-деятельностное развитие младших школьников.

 

Задачи:

  1. Формирование  общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
  2. Развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т.д.)
  3. Развитие  памяти (расширение объема, формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
  4. Развитие  пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
  5. Формирование  учебной мотивации;
  6. Развитие личностной  сферы.

 

Категория участников: дети 7 лет

Количество занятий: 30 занятий продолжительностью 35 минут

Режим работы: один раз в неделю

К какой программе составлен план: «Учись учиться» Е.В. Языканова.

Используемая литература: Е.В. Языканова. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения:1 класс, 5-е изд., стереотип.- М.: Издательство «Экзамен»,2012.- 79 [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование занятий

 

Содержание занятий

 

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

1.

Развитие вербально-логического мышления, внимания, мелкой моторики руки, наблюдательности

Разминка. Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз»

«Допиши по аналогии»

«Раздели на группы»

«Нарисуй по точкам»

Рефлексия.

2.

Развитие  умения обобщать, анализировать, развитие зрительно-моторной координации, пространственного воображения

Разминка. Упражнение для развитие мелкой моторики руки.

«Найди слово в слове»

«Шифровальщик»

«Повтори фигуру»

Рефлексия.

3.

Развитие вербально-логического мышления – умения устанавливать связи между понятиями, умению обобщать, анализировать, сопоставлять. Развитие  мелкой моторики, зрительно-моторной координации,  образного мышления.

Разминка.

Упражнение на развитие внимания.

«Преврати одни слова в другие»

«Вставь слово»

«Нарисуй по точкам»

Рефлексия.

4.

Развитие вербально-логического мышления, умения обобщать, анализировать, сопоставлять. Развитие пространственного воображения, образного мышления, внимания, памяти.

Разминка.

Упражнение на развитие смысловой догадки.

«Восстанови порядок»

«Нарисуй по точкам»

«Найди слова»

Рефлексия.

5.

Развитие вербально-логического мышления - способность к классификации, абстрагированию. Развитие зрительно-моторной координации.

Разминка. Упражнение на развитие памяти.

«Найди общее название»

«Соедини половинки слов»

«Нарисуй по точкам»

Рефлексия.

6.

Развитие вербально-логического мышления – умению обобщать, анализировать, сопоставлять, классифицировать.

Разминка.

Упражнение на развитие внимания.

«Замени одним словом»

«Найди лишнее слово»

«Нарисуй по точкам»

Рефлексия.

7.

Развитие вербально-логического мышления – умению обобщать, анализировать, сопоставлять, классифицировать.

Разминка.

Упражнение на развитие смысловой догадки.

«Замени одним словом»

«Найди общее название»

«Нарисуй по точкам»

Рефлексия.

8.

Развитие образного мышления, внимания, памяти, воображения.

Разминка.

 

«Восстанови слова»

«Выбери правильный ответ»

«Нарисую по точкам»

Рефлексия.

9.

Развитие вербально-логического мышления, умения устанавливать связи между понятиями, анализировать, сопоставлять.

Разминка.

«Подчеркни «наоборот»

«Вставь числа»

«Нарисуй по точкам»

Рефлексия.

10.

Развитие вербально-логического мышления,  как способность к классификации, абстрагированию.

Разминка.

«Найди общее название»

«Шифровальщик»

«Нарисуй по точкам»

Рефлексия.

11.

Развитие вербально-логического мышления,  как способность к классификации, абстрагированию, умению устанавливать связи между понятиями. Развитие пространственного воображения, умения ориентироваться на листе в клеточку.

Разминка.

«Найди лишнее слово»

«Допиши по аналогии»

«Нарисуй такую же фигуру

Рефлексия.

12.

Развитие вербально-логического мышления, как способность к классификации, абстрагированию, умению устанавливать связи между понятиями. Развитие пространственного воображения, умения ориентироваться на листе в клеточку.

Разминка.

«Допиши по аналогии»

«Допиши наоборот»

«Нарисуй такую же фигуру»

Рефлексия.

13.

Развитие вербально-логического мышления – умения классифицировать, умения устанавливать связи между понятиями.

Разминка.

«Найди лишнее слово»

«Восстанови слова»

«Нарисуй такую же фигуру»

 

14.

Развитие вербально-логического мышления – умения классифицировать, сопоставлять, анализировать.

Разминка.

«Продолжи ряд»

«Соедини половинки»

«Нарисуй такую же фигуру»

Рефлексия.

15.

Развитие вербально-логического мышления – умения устанавливать связи между понятиями. Классифицировать, анализировать, развивать внимание, наблюдательность.

Разминка.

«Найди слова»

«Найди лишнее слово»

«Нарисуй такую же фигуру»

Рефлексия.

16.

Развитие вербально-логического  мышления – умения устанавливать связи между понятиями, обобщать.

Разминка.

«Допиши наоборот»

«Найди общее название»

«Нарисуй такую же фигуру»

Рефлексия.

17.

Развитие вербально-логического мышления –умения анализировать, выделять связи между понятиями.

Разминка.

«Выбери правильный ответ»

«Найди слово в слове»

«Нарисуй такую же фигуру»

Рефлексия.

18.

Развитие вербально-логического мышления – умения устанавливать связи между понятиями, классифицировать, анализировать

Разминка.

«Найди слова»

«Найди лишнее слово»

«Нарисуй такую же фигуру»

Рефлексия.

19.

Развитие вербально-логического мышления – умения анализировать, выделять связи между понятиями, умения обобщать.

Разминка.

«Выбери правильный ответ»

«Найди общее название»

«Нарисуй такую же фигуру»

Рефлексия.

20.

Развитие вербально-логического мышления – умения устанавливать связи между понятиями, умения обобщать.

Разминка.

«Вставь по аналогии»

«Допиши по аналогии»

«Нарисуй такую же фигуру»

Рефлексия.

21.

Развитие вербально-логического мышления – умения устанавливать связи между понятиями. Развитие зрительно-моторной координации, развитие пространственного воображения

Разминка.

«Найди лишнее слово»

«Раздели на группы»

«Раскрась картинку»

Рефлексия.

22.

Развитие внимания, развитие вербально-логического мышления – умения сопоставлять, анализировать.

Разминка.

«Тренируй внимание»

«Соедини половинки слов»

«Раскрась картинку»

Рефлексия.

23.

Развитие внимания, развитие вербально-логического мышления – умения сопоставлять, анализировать.

Разминка.

«Тренируй внимание»

«Найди пару»

«Раскрась картинку»

Рефлексия.

24.

Развитие вербально-логического мышления, памяти – умения выделять существенные признаки и понятия.

Разминка.

«Подчеркни наоборот»

«Найди слова»

«Раскрась картинку»

Рефлексия.

25.

Развитие вербально-логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности.

Разминка.

«Преврати одни слова в другие»

«Составь слова»

«Раскрась картинку»

Рефлексия.

26.

Развитие вербально-логического мышления – умения анализировать, выделять связи между понятиями, умения обобщать.

Разминка.

«Выбери правильный ответ»

«Найди слова»

«Раскрась картинку»

Рефлексия.

27.

Развитие внимания, ассоциативной памяти, Развитие воображения, образного мышления.

Разминка.

«Собери слова»

«Шифровальщик»

«Раскрась картинку»

 

Рефлексия.

28.

Развитие вербально-логического мышления – умения устанавливать связи между понятиями. Умения обобщать, анализировать.

Разминка.

«Допиши по аналогии»

«Соедини выражения»

«Раскрась картинку»

Рефлексия.

29.

Развитие вербально-логического мышления, умения устанавливать связи между понятиями, развитие внимания, образного мышления.

Разминка.

«Допиши по аналогии»

«Вставь числа»

«Раскрась картинку»

Рефлексия.

30.

Развитие вербально-логического мышления, умения анализировать, сопоставлять, развитие внимания, образной памяти.

Разминка.

«Найди пару»

«Найди слова»

«Раскрась картинку»

Рефлексия.

 



 

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"